Плосковыемчатая (углубленная) резьба
Страница 5

Начиная резьбу, косяк ставят вертикально носком в центр так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. Нажимом на ручку косяка, углубляющим носок в древесину, делают надкол. Лезвие при этом должно касаться угла треугольника. В каждом треугольнике делают три таких надкола. Глубина их может быть 3–4 мм. Далее нож ставят носком в левый угол основания треугольника, пяткой к себе, наклоняют его от основания и, углубляя носок в древесину по направлению левой линии надкола, подрезают нижнюю грань. Если основания треугольников расположены вдоль волокон, то подрезать боковые грани лучше от основания к вершине. При расположении оснований поперек волокон – от вершины к основанию последовательность процесса подрезки боковых граней та же, что при подрезке основания.

Для того чтобы вынуть стружку из выемки треугольника, дощечку поворачивают основанием к себе, носок косяка углубляют в подрез основания так, чтобы он скользил по грани, и большим пальцем левой руки слегка подвигают лезвие вперед, подрезая стружку. Если она сразу не отделяется, то ее выкалывают пяткой косяка со стороны подреза. При выполнении резьбы нужно следить за тем, чтобы грани выемок были ровными и точно сходились по линиям вертикальных надколов.

После достаточного количества упражнений в резьбе различных одиночных трехгранных выемок можно переходить к выполнению узоров, слагаемых из них.

Рис. 31. Узоры из трехгранных выемок: а – цепочка; б – ромбы; в –

Рис. 31. Узоры из трехгранных выемок: а – цепочка; б – ромбы; в – витейка; г – змейка; д – розетка; е – соты; ж – звездочки; з – розетки

Цепочка

(рис. а) – узор из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, соединенных основаниями.

Ромбы

(рис. б) , узор из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, соединенных вершинами.

Витейки

(рис. в) , узор из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, расположенных как в узоре «ромб», только со сдвигом по отношению друг к другу на величину треугольника.

Змейка

(рис. г) – полоска из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан. Верхний ряд повернут вершинами вниз и вставлен в промежутки между треугольниками нижнего ряда.

Розетки

(рис. д) получаются, если к полоске узора «змейка» зеркально приставить такую же полоску.

При резьбе луча розетки с основанием округлого очертания лучше использовать нож-косяк с более узким полотном и носком, скошенным под углом 45°. Легче резать округлые линии, если приподнять пятку ножа.

Соты

(рис. е) – орнамент из поставленных на угол квадратов, разделенных по вертикали диагоналями, и треугольников. Выполняется он в технике трехгранных выемок с углублением в вершине.

Звездочки

(рис. ж) – орнамент по разметке такой же, как и соты, выполняется в технике трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан.

Две полоски орнамента «звездочка», поставленных рядом, дают новый вариант узора «розетки»

(рис. з).

Сияние

– орнамент, заключенный в квадрат, прямоугольник, ромб или круг. Выполняется в технике трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан. Сияние в круге – это группа удлиненных треугольников, расходящихся из одной точки и ограниченных линией круга. Количество треугольников увеличивается с увеличением диаметра окружности.

Разметка сияний в квадрате, ромбе и прямоугольнике построена на одном принципе. В этих фигурах проводят диагонали, стороны между ними делят на задуманное количество частей и соединяют точки с центром. Получаются разные по длине остроугольные треугольники. Каждый из них размечают под резьбу трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан.

Мотив «сияние», помещенный в угол или край композиции, слегка походит на складной веер. Если орнаментируемая поверхность расчерчена не диагональными, а вертикальными и горизонтальными линиями, то сияние, вписанное в получившиеся квадраты, образуют как бы цветочные розетки. Часто сияние вписывают в круг. Таким образом сияние может быть выполнено по разному и всякий раз будет выглядеть по-новому.

Рис. 32. Орнамент, принцип его составления

Рис. 32. Орнамент, принцип его составления

Рис. 32а. Орнамент, принцип его составления

Рис. 32а. Орнамент, принцип его составления

Геометрическая резьба довольно эффектно выглядит на белой, ничем не покрытой древесине. Только в некоторых случаях резьбу тонируют и подкрашивают. Для этого народные мастера используют протраву

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Заключение
Итак, к каким выводам мы пришли?.. Подводя итог данной работы, ни в коем случае не претендующей на научную глубину исследования, но все-таки проясняющей ситуацию вокруг поставленной проблемы х ...

Общие сведения о сорной растительности
Понятно, что сорно-полевые растения с их вредными и полезными свойствами представляют большой интерес для ботаников, фармакологов, пчеловодов, агрономов и других специалистов. Но знание особенност ...